Моссалит
 
Положение о Моссалите
Правление
Правила приема
Салон Ольги Грушевской
Авторы-участники
Афиша
Библиотека
Проекты
Партнеры
Литературная гостиная
Галерея BAZART
Московский Дом
Театр-студия «BAZART»
Конкурсы и фестивали
Круглые столы
Круглые столы
Московский писатель, Внуково
Клуб «Подвал №1»
Книжный киоск
Аллея памяти
Контакты



Интеллигент Москва

Домашние спектакли и хэппенинги

В контакте










Главная > Библиотека > Домашние спектакли и буффонады > О разделе

Домашние спектакли и хэппенинги: О разделе

О разделе|Сценарии|
  



        Домашние спектакли:
буффонады и х
эппенинги

В этом разделе вы найдете ссылки на спектакли-буффонды, поставленные по мотивам известных литературных произведений и кинофильмов в оригинальной трактовке авторов‑участников творческой мастерской «Московский салон литераторов».

Каждый спектакль был сыгран лишь единожды самими авторами, неожиданно открывшими в себе удивительный актерский талант и способности к импровизации, буффонаде и взрослой детскости – так редко встречающееся сегодня сочетание. Именно в этом ценность постановки таких авторских пьес не только для самих участников представлений, но и для наших зрителей – гостей и друзей Салона.

Корни подобных спектаклей уходят в домашние и салонные постановки, популярные в творческих кругах еще с XVIII–XIX веков, когда за основу бралось известное литературное произведение и в домашней обстановке «отыгрывалось» участниками в серьезной или шутливой форме. Иногда задавалась произвольная тема, и тогда участники импровизировали на ходу и спонтанно подыгрывали друг другу. Конечно, такие мероприятия всегда были костюмированными и сопровождались музыкой, пением, что создавало особую объединяющую ауру и атмосферу общего доброго праздника.

Позже в салонах и творческих сообществах модернистского искусства 1960–1970-х годов стали популярны хеппенинги [happening (англ.)случающееся, происходящее], которые предполагали участие в сценическом процессе не только актеров, но уже и помощников и зрителей.

Наши же спектакли-буффонады – явление в Москве исключительное, оно сочетает элементы театра, музыки, живописи, импровизации. Это спектакли своеобразные, со сложными, хотя и ироничными, а порой гротескными или ассоциативными трактовками традиционных литературных образов, которые преподносятся обычно в стилистике поп-арта в абстрагированной пространственно-ритмической «живой композиции». В наших постановках элементы абсурда органично соединяются с продуманным перформансом, когда каждый участник готовит лишь свою сцену, не зная при этом, что же будет в сцене следующей, таким образом, до конца такого перформанса сохраняется интрига и поддерживается интерес самих участников к развитию сюжета.

Немаловажным, если не главным условием наших постановок, является и то, что они проходят без единой репетиции, а потому предполагают незапланированные действия, спонтанные реакции актеров при участии присутствующей публики или других участников постановки, тем самым стирается грань между реальностью и художественным творчеством.

ДОМАШНИЕ СПЕКТАКЛИ: буффонады и хэппенинги

И еще чуть-чуть о спектаклях…

Изначально мы называли наши домашние спектакли хеппенингами. Это было не случайно, так как первые спектакли проходили в домашней обстановке и предполагали участие не только «актеров», но и наших гостей-зрителей. Чаще мы брали известные «бродилки», когда главный персонаж или персонажи путешествуют во времени, по сказкам, историям, сценам, связывая все эти «бусины» одной концептуальной идеей.
В задачу ведущего – центрального персонажа – входило объединить все сцены между собой и довести задачу-цель до ее логического завершения в финале.

Так были созданы многие наши спектакли: абсурдное «Предновогоднее Алисокружение» (2010), летняя готическая «Муха» (2011), торжественная «Снежная королева, или история Кая и Герды». Романтическая линия смешивалась с абсурдом, оригинал с авторской трактовкой, реальность с мистикой – эта зыбкость была свойственна нашим первым постановкам и вполне укладывалась в понятие хеппенинга.

Но со временем мы перешли к перформансу, выдвигающему вместо зрительского соучастия идею сольного выступления актеров, продуманный монолог или диалог. В таком перформансе каждая сцена превращается в независимую площадку для любого самовыражения и в ней может быть занято как одно действующее лицо, так и несколько участников. Характер же сцен становится гротескным или сатирическим. Такими были ироничный «Щелкунчик» (2012), сатирический «Сказ о том, как Иван Дурак за членством ходил, или До третьих петухов» (2014), гротескные «12 +, или Двенадцать месяцев» (1917).

Постановки Салона это развивающийся живой организм, постоянно меняющий не только стилистику и формы, но и жанровую наполненность. И вскоре действа приобрели оттенки спектаклей-буффонад.

Буффонада (от итал. buffonata – шутовство, паясничанье), или слэпстик (от англ. slapstick – хлопок, пощечина) – утрированно-комическая манера актерской игры, основанная на резком преувеличении, окарикатуривании действий, явлений, черт характера персонажа. Комические театральные сцены построены на приемах народного, площадного театра. Среди наших спектаклей-буффонад это запутанные шутовские «Злоключения Буратино, или “Золотой ключик Руси”» (2015) и искрящиеся «Волшебные сны Оле Лукойе, или Дрёмовские зонтики» (2018) и музыкальный гротеск "Чиполлино" (2019) и фильм "Тайны старой библиотеки, или Новогодние наваждения библиотекаря".

Творческая мастерская «Моссалит» продолжает традиции многоформатных многожанровых домашних спектаклей, и мы приглашаем наших гостей и друзей поучаствовать в этом уникальном и притягательном действии, когда реальность смешивается с выдумкой и возникает обширное поле для совместного творчества и неповторимого самовыражения.

 


- Архив новостей -

Московский Базар

Московский дом