Поговорим о Миниатюре. Что это такое?

Дисскуссии и обмен мнениями на литературные темы

Поговорим о Миниатюре. Что это такое?

Сообщение Stephania Вт сен 28, 2010 4:08 pm

Что такое "миниатюра"?

Работая в составе жюри различных конкурсов в номинации "Миниатюра", я пришла к выводу, что представление о миниатюре у большинства авторов очень расплывчатое. Именно это и побудило меня подготовить данный материал и поговорить с читателем о миниатюре более подробно.

МИНИАТЮРА — литературный термин, заимствованный из ЖИВОПИСИ. В живописи означает исполненную красками небольших размеров картинку, книжную заставку, концовку и т. п. Происходит этот термин от слова «миниум» — название красной краски (киновари или сурика), которая была в употреблении у старинных мастеров миниатюры.

1) Как и в живописи, первой характеризующей чертой литературной миниатюры служит ее небольшой размер. От двух-трех емких предложений. Напр.:

Мой дом стоит так высоко,
Что слышен кашель Бога
(Тонино Гуэрра),

до более объемного текста.

Однако, не всякое короткое произведение миниатюра.Например, в поэзии: хокку - отдельная форма с определенными задачами и смыслом, хокку не есть короткое стихо. Так и миниатюра есть отдельная форма, а не короткая новелла или рассказ и, уже тем более, отрывок из повести.

2) В прозаической миниатюре (в отличии от поэтической) должно быть некое сюжетное начало. Но миниатюре не нужно действие само по себе, так, как оно необходимо роману, повести, рассказу, новелле и пр., где действие, как хорошо сказал Валентин Алексеев, есть «прагматика текста, способ существования текста». В этом смысле миниатюра не требует такого действия. Действие в миниатюре очень символично, чаще – дается условно, штрихами, детали играю роль не смысловую, а чисто как подпорки для яркости картины. И, вновь как заметил Валентин Алексеев, « законченность действия миниатюры ("фабулы") это вовсе не сюжетная законченность. Это смысловая законченность символа! В этом - огромная, принципиальная разница. Иными словами, при сохранении действия можно выдернуть смысл символа - и миниатюра исчезнет. Так и в романе - выдерни действие при сохранении символичности - и роман исчезнет».
Сюжет в миниатюре служит для законченности символа.

3) Ввиду наличия сюжета, миниатюра отличается и от эссе (воспоминания, философские рассуждения, наблюдения), поскольку
а) авторское восприятие внешнего мира доминирует над внутренним авторским восприятием. (По сути, миниатюра, если говорить чисто формально, есть произведение эпическое или драматическое, хотя и маленькое);
б) в ней всегда присутствует динамика. Но динамика это не сюжетная, а смысловая или эмоциональная. Динамика (действие) в миниатюре должно быть для того, чтобы увидеть в макросъемке процесс формирования какого-то явления, которое и есть, по сути, и проблемой и выводом одновременно. Иными словами: типичным примером миниатюры есть кадры рождения бабочки из кокона в фильмах BBC о Дикой природе. Здесь главное не то, «как движется сюжет превращения куколки в бабочку, а тот смысл, который выражен символом перехода куколки в бабочку «(ВА).
Если не будет авторского восприятия внешнего мира и динамики, то получится чистая зарисовка или эссе.

4) Миниатюра в отличие от байки, анекдота, короткого рассказа и т.д., не повествует, не рассказывает о чем-то, не рассуждает (эссе), не вспоминает, а констатирует состояние или значимое действие, несет в себе конкретный яркий смысл. Таким образом, у миниатюры совсем иная задача: создать картинку в рамке, изящно выписанную, с одним смыслом и с одним действием ради задуманного смысла.
Примером здесь могут служить задания, которые иногда дают первокурсникам для разминки в театральном училище: изобразить несколькими движениями или поворотами головы Ненависть, Зависть, Нежность, Искренность, Душевную боль и т.д. - несколькими очень точными и значимыми движениями. Короткий талантливый рассказ может быть на стыке (но только на стыке, т.к. его задача в другом) с миниатюрой, а вот миниатюра никак рассказом быть не может.

5) Миниатюра должна быть ПРОПОРЦИОНАЛЬНА! Это означает, что она вполне может затронуть глобальную тему, достойную романа, но при этом она не превращается в урезанное произведение – отрывок, ограниченный каким-то отдельным моментом, она как бы сжимается, сохраняя пропорции (напр. Метерлинк „L’intrieur“, где на нескольких страницах разворачивается перед нами мистическая суть жизни, постигнутая тайным видением поэта).

6) Здесь сразу встает важный вопрос: какими же характерными для миниатюры художественными способами достигнуть такой непростой задачи (глобальная тематика, например)? Для типичной миниатюры свойственен символизм, умение уловить в малом — большое, в случайном — неслучайное, в небольшой вещи — весь мир. Характерный и предельно простой пример приводит Дынник: надо постараться показать «солнце в малой капле воды»

7) В миниатюре нет возможности ввиду малых размеров создать типичность образов, что часто характерно для более крупных форм, поэтому там создаются более символичные образы и аллегории, которые несут за собой универсальный характер. Концептуально рассказы (новеллы, повести) идут от Частного (частная ситуация, частный персонаж) к Общему (типичность). А миниатюры от Общего (символизм - концентрация качеств) к Частному.

8) Небольшие размеры миниатюры несут в себе и другие ее отличительные черты в художественном плане: на первом месте — тщательность отделки, изящество. Здесь — полная аналогия с миниатюрой живописной, которая требует острого глаза и уверенной руки. И я бы еще добавила: как в миниатюрной живописи важны краски, так в литературной работе важна яркая стилистика, ритм/мелодика и структура (об этом говорилось выше).

Итак, миниатюра НЕ ЕСТЬ короткий рассказ или новелла, а есть законченное литературное произведение небольшого размера, построенное на авторских образах и с фабулой в основе, не повествующее, а демонстрирующее, динамичное, пропорциональное, с доминантой в символическом аспекте действия при четко обозначенном смысле.

Суммируя все сказанное, в миниатюре прежде всего видится следующее:
1. Четкая постановка задачи (задачей может выступать как глобальная тема, проблема, так и частный вопрос)
2. Структурность (продуманное построение, влекущее за собой законченность, пропорциональность)
3. Сюжетность, динамика как желательное условие, но не главенствующее - исключительно для демонстрации идеи
4. Символизм (приветствуется, если того требует тема)
5. Характерная стилистика, изящество формы
6. Ритм/мелодика – желательны

Ниже привожу примеры миниатюр Тонино Гуэрра, где отражено все, что изложено выше.

Примечание: Тони́но Гуэ́рра (итал. Tonino Guerra; 16 марта 1920, Сантарканджело ди Романья) — итальянский поэт, писатель и сценарист, писал сценарии для таких выдающихся кинорежиссеров, как Федерико Феллини, Микеланджело Антониони, Андрей Тарковский, Лукино Висконти, Франческо Рози и Тео Ангелопулос. )

Ожидание
Он был так влюблён, что не выходил из дома и сидел у самой двери, чтобы сразу же обнять её, как только она позвонит в дверь и скажет, что тоже любит его. В голове звучал один вопрос: «Ты меня любишь?»
Но она не позвонила, а он сделался старым. Однажды кто-то тихо постучался в его дверь, а он испугался и убежал, чтобы спрятаться за шкаф…

Будильник
У одного бедного арабского торговца был только один будильник для продажи, который он выставлял на своем пыльном коврике. Он заметил, что вот уже много дней, как старая женщина интересуется его будильником. Это была бедуинка одного из тех племен, которые движутся с ветром.
"Хочешь его купить?" - спросил он ее однажды.
"Сколько стоит?"
"Немного. Но не знаю, продам ли его. Если исчезнет и он, у меня больше не будет работы".
"Тогда зачем ты выставил его на продажу?"
"Оттого, что это дает мне ощущение жизни. А тебе он зачем? Не видишь разве, что у него нет стрелок?"
"Но он тикает?"
Торговец завел будильник, и послышалось звучное металлическое тиканье. Старуха закрыла глаза и думала, что в темноте ночи могло бы показаться, будто чье-то другое сердце бьется рядом.

Распахнутые ворота
Неизвестно, кто побудил больных стащить грязные простыни, белые халаты и фартуки и отправиться на ловлю бабочек. Они соорудили садок, натянув на металлический каркас сетку от комаров. Получилась легкая круглая клетка, где ползало в неволе, перебирая ножками по ячейкам сетки, бесчисленное множество чешуекрылых, слетавшихся из лишенного зелени города на цветущие лужайки и клумбы лечебницы для душевнобольных.
В конце концов, пациенты потребовали у главного врача направить в центр города монахиню-сиделку и освободить там всех бабочек. Так и было сделано.
На площадь сбежалось много народу, и, когда монахиня распустила шнур, стягивавший сетку, в воздух взмыла целая туча бабочек. Уличное движение остановилось, потому что всех поразило это необыкновенное событие. А когда люди поняли его смысл, то открыли в знак солидарности ворота сумасшедшего дома, чтобы одарить его узников свободой и любовью.

Фотография
Как-то вечером он стоял в трамвае и вдруг почувствовал, что кто-то тянет его за руку. Молодой солдат уступал ему место как пожилому человеку. Он смутился и сел: такое с ним случилось впервые. Отвернувшись к окну, за которым ничего не было видно, кроме ночной темноты, он вдруг почувствовал весь груз своих лет. С той ночи он заперся в четырех стенах, но они не могли удержать его тоски. Как-то утром он получил письмо из далекого города. Вскрыв его, он обнаружил фотографию старой обнаженной женщины. Без всякой подписи, и пояснений. Он надел очки и отыскал в морщинистом лице знакомые черты: это была единственная женщина, которую он по-настоящему любил в своей жизни. Зная великодушие своей возлюбленной, он сразу понял смысл ее послания. Догадавшись о его страданиях, женщина не постеснялась показать ему свое старое тело, чтобы он убедился, что чувства сильнее плоти.

Троица
Одному человеку сказали однажды, что он дерево.
Испугавшись, побежал посмотреть на себя в зеркало и увидел, что он жаба.

Если говорить об авторах Моссалита, которые работаю в жанре миниатюра и работают очень успешно, то хочу назвать такого автора, как Игорь Бурдонов. Загляните к нему на страницу - не пожалеете.

Итак... миниатюра - это воздушная вещица, заставляющая своим легким прикосновением задуматься о смысле жизни.

Успехов!
Последний раз редактировалось Stephania Вт апр 12, 2011 12:06 pm, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
Stephania
 
Сообщения: 475
Зарегистрирован: Ср июн 09, 2010 1:01 pm

Re: Поговорим о Миниатюре. Это это такое?

Сообщение Валентин Алексеев Вс окт 03, 2010 1:24 am

Оля, право слово, у тебя настолько хорошая статья, что цитаты из моих дилетантских соображений совсем, как мне кажется, не нужны. Твой текст и без вполне самодостаточен и раскрывает тему. :))
Хотя, пока не набьешь руку именно на миниатюрах, боюсь, у всех будет каша в голове, какая сейчас на ЧХА в твоем мастер-классе наблюдается. :)) Все идут как во тьме, тщательно ощупывая, что впереди. Но помогает мало. Кстати, понял, что легко вижу у других, получилась миниатюра или нет. Но вот самому написать... Ууууу!!! :))
dixi
Аватара пользователя
Валентин Алексеев
 
Сообщения: 8
Зарегистрирован: Сб июл 10, 2010 12:20 am

Re: Поговорим о Миниатюре. Это это такое?

Сообщение Stephania Вс окт 03, 2010 3:12 pm

Вот видишь, Валентин, значит все-таки ты почувствовал, что есть миниатюра.С самого начала, пока я сильно не копала теорию, я ведь тоже говорила, что ее (миниатюру)чувствую интуитивно, но объяснить не могу. Но, конечно, есть основные "законы", по которым она "определяется" и творится - единые для всех авторов. При чем эти "законы" у автора работают на подсознательном уровне, уже потом все теоритизируется и оказывается, что тексты миниатюр "страдают" одними и теми же признаками.
Аватара пользователя
Stephania
 
Сообщения: 475
Зарегистрирован: Ср июн 09, 2010 1:01 pm

Re: Поговорим о Миниатюре. Это это такое?

Сообщение Scarlett Чт ноя 04, 2010 3:07 pm

Кстати, о миниатюре и интуиции. Я тоже до Олиной теории писала "интуитивно". Для меня миниатюра больше всего близка к стихам в прозе - из-за так нужной миниатюре мелодике. Все, что написано мной в рамках миниатюры одновременно многие (наприме, Круж) относят к стихам в прозе. Парадокс... :shock:
Мария Сидлер

я - мама, которая пишет сказки
Аватара пользователя
Scarlett
 
Сообщения: 11
Зарегистрирован: Ср июн 30, 2010 11:47 am
Откуда: Москва

Re: Поговорим о Миниатюре. Это это такое?

Сообщение Зинаида Сб ноя 27, 2010 1:19 am

Оленька, я с большим интересом прочитала твою статью. Мне самой давно хотелось заняться этим жанром. Теперь, точно, буду пробовать. Очень хо-ца поучиться... :shock:
Спасибо!
Зинаида
 
Сообщения: 94
Зарегистрирован: Вс июл 18, 2010 2:32 pm


Вернуться в ЛИТЕРАТУРНЫЙ ФОРУМ

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2

cron