Ира Солёная - Критическая статья на спектакль "Вещица"

Информация и обмен мнениями

Ира Солёная - Критическая статья на спектакль "Вещица"

Сообщение Stephania Ср сен 22, 2010 3:59 pm

(материал размещен по просьбе обозревателя)

Ира Солёная


Вещичка или Вещь?

В названии спектакля «Вещица» большая доля самоиронии или же… осторожности. Ну что ж, осторожность тут не помешает, ведь в основе спектакля не что-нибудь, а сам роман «Мастер и Маргарита»!
На сегодняшний день лично я не видела ни одного спектакля, ни одной экранизации, равноценной литературной основе. Даже фильм Юрия Кары, пиратские копии которого проникли таки в народ, не смотря на секретность единственного официального показа, хорош отдельными сценами, о в целом не дотягивает, и звёздный актёрский состав не спасает. На каждую следующую попытку посягательства актёрской братии на великий роман теперь уже возникает почти аллергическая реакция.
Но «вещицу» решила-таки посмотреть. Подкупило скромно-ироническое название и подзаголовок ему под стать «эхо фантазии в окрестностях романа «Мастер и Маргарита». Что ж, по крайней мере, работали люди, понимающие, что на инсценировку замахиваться не стоит. С другой стороны под «эхом фантазии» можно протащить любую лабуду, вплоть до совершенно параллельного сюжета, где главный герой, например, фанат Булгакова, а героиня любит жёлтые цветы и зовётся Маргаритой. Так что, риск есть, но… любопытство победило.
Несколько лет назад театр «КомедиантЪ», играющий в разных музеях подкупил меня тем, что вместо билета на входе спрашивали талон к врачу, а в антракте по рецепту давали водку. И в каждом спектакле у них какой-нибудь прибамбас, так сказать свой стиль, свой почерк. На сей раз при входе с меня потребовали ни мало, ни много – шпагу!!! («А вы разве без шпаги пришли?») У кого шпаги не оказалось, нужно было срочно вспомнить цитату из романа, и хотя я читала его раз пять, но тут вспомнилось только самое примитивное «никого не трогаю, сижу примус починяю» (за себя стыдно, каюсь), кто то судорожно звонил домой (помощь друга?), кто-то рисовал шпагу на обороте билета, а самые сообразительные предъявляли заранее купленные программки, где специально для мало читающей современной молодёжи красовалась шпага.
Когда же все, наконец, расселись, действие началось… с жеребьёвки, актёры определяли, кого же они сейчас будут играть. После спектакля пыталась выяснить, настоящая ли жеребьевка или как всегда, дурят нашего брата и сестру в придачу. Выходило, вроде, настоящая… но я, как Станиславский «не верю», так что придётся прийти ещё раз, проверить.
Места действия, как это стало уже традиционно в «нехорошей квартире» меняются. В «Вещице» переходов с места на место я насчитала 5, причём переходы сами по себе тоже действие – в частности во время одного из них очаровательная Гелла (актриса Е.Лебедева) настойчиво предлагала красного вина (стиль, почерк..)
Всего романа мне, слава Богу, не показали. Я бы про эту вещицу сказала «главы из романа». Очень убедительны были профессор Стравинский (актёр Д.Напалков), Аркадий Апполонович Семплеяров ( актёр А.Сенькин), вообще все персонажи были на удивление...«булгаковские».
Новый приём, которого я ещё не видела в этом театре – включение в действие видеосюжетов. Разные режиссёры по-разному соединяют ткань экранных образов с традиционно сценическими, это тема отдельной статьи, здесь же видеофрагмент «Сон Маргариты» - по сути самостоятельный короткометражный фильм, снятый здесь же в «Нехорошей квартире». Второй же сюжет – интервью с Мариэттой Чудаковой – всемирно-известным булгаковедом, я читала её «жизнеописание Михаила Булгакова», а увидела впервые на этом спектакле.

Когда же всё закончилось, первая мысль – почему так мало? Но посмотрев на часы, понимаю, что время в очередной раз доказало свою субъективность, актёры лихо и с куражом отработали часы, заявленные в программке, а чувство неудовлетворённости и даже голода меня не покидало. Наверное, подсознательно хотелось всё-таки, если не всего романа, то большего количества сцен из него, многие сюжетные линии в спектакле вообще не затрагивались. Но зато, что уж было затронуто, тьфу, тьфу, тьфу… не разочаровало.
Так что же всё-таки представляет из себя этот спектакль (третья работа театра «КомедаинтЪ» по произведениям Булгакова) с таким неярким, но интригующим названием – «вещица». Что это – вещичка – то есть, безделица, кое-что на тему, безответственно и поверхностно? Или всё-таки – вещь, не смотря на фрагментарность, создающая самое главное – неповторимую булгаковскую атмосферу, и этим главным соответствующую гению писателя?
Я оставила этот вопрос пока открытым. Надо прийти ещё: разоблачить истинность жеребьевки, найти слабые места и раскритиковать, посмотреть другие составы, вполне другой спектакль может получиться, ну а потом уже делать выводы.
Ну а каждый зритель будет находить свой ответ на этот вопрос, в зависимости от его личных отношений с романом.
Аватара пользователя
Stephania
 
Сообщения: 475
Зарегистрирован: Ср июн 09, 2010 1:01 pm

Вернуться в Театр "КомедиантЪ"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0

cron