Дина Лебедева, Карелия
Что бы там ни говорили нам синоптики и скептики, а с зимой в начале марта мы все же распрощались! «Симптомы» этому были налицо: чистое небо, яркое солнце, почти плюсовая дневная температура, и, как итог, прекрасное весеннее настроение! А еще признак наступившей весны: Международный женский день 8 Марта. Пусть он и называется Международным днём солидарности женщин в борьбе за свои права, но общество привыкло принимать этот праздник как День женщин – матерей, сестер, жён и любимых. Спасибо Вам, дорогие мужчины, за теплоту, за внимание, цветы и улыбки, подаренные нам в этот по-особому весенний день! Редакционному совету газеты «ПИ 1» спасибо за страничку, посвященную нашему празднику. Отдельная благодарность поэту Анатолию Иванову за стихотворение: «Посвящение женщинам».
Слова любви вам снова говорим,
Пусть тыщу лет они до нас звучали.
Мы любим вас, мы вас боготворим.
Не Слово, – Женщина была вначале!
Марина Бродская продолжает женскую тему, поздравляя уже мужчин с 8 марта! Поздравление шутливое, поэтому не улыбнуться авторским строчкам никак нельзя. Все изложенное в них: правда, правда и, только, правда! Нашим мужчинам очень даже повезло… Женщина с ними – это и многорукая Шива, которая все успевает вовремя сделать, и ГАРЕМ, дарящий наслаждение, и друг САНЧО, и МУДРЕЦ, наставляющий на истинный путь, и ОАЗИС, и ПРИСТАНЬ… И еще многое-многое другое. И все это, дорогие наши мужчины, - ВАШЕ! Берегите и цените свое сокровище! Любите Женщину!
На первой странице газеты представлена лирическая стихотворная перекличка Петра Орлова из Кривого Рога и Анны Власенко из Костомукши. Философские размышления авторов индивидуальны, поэтому требуют к себе деликатного отношения. Больше всего мне понравились стихи Петра Орлова. Они технически грамотны, содержание их глубоко и осмысленно.
Из трех стихотворений Анны Власенко выделила, как более удачные по смыслу и технике, два последних. И, т.к. наше издание находится под пристальным взглядом Феликса Дымова, терпеливо обучающего нас поэтической грамоте в «Уголке стилиста», остановлюсь на некоторых замеченных мною «спотыкачках».
Замечания к стихам Анны Власенко: автору стоит обратить внимание на ритмику стихотворных строк. Если правильно соблюдать ритм, ударение упадет именно так: «сбЕжим снова от своей рутины», « скудна нашА дающая рука». Есть замечания и к неточности некоторых рифм. Желаю Ане успехов, и с удовольствием ознакомлюсь с ее новыми работами.
«Уголок стилиста» - наш всеобуч. Учиться никогда не поздно: ни профессионалам, ни начинающим авторам. Спасибо Феликсу Суркису за терпение к нам - таким разным по письму и характеру; за кропотливость в поиске недочетов, за тактичность в объяснении ошибок. С интересом прочитала понятное и приемлемое объяснение написания слов «стал» и «встал».
2. Нина Большакова (США) - «Хоменка»
Работа автора заставляет задуматься. Проблема существовала, существует и, по-моему, будет существовать. Я не знаю, откуда появилась неприкрытая ненависть к отдельному народу, какое-то ложное превосходство перед ним. Нина Большакова в своем рассказе удачно передала положительные качества трудолюбивой, тактичной еврейки Моны, а также презрение к ней женщины другой национальности – Хоменки.
Образно выписан портрет последней: Хоменка была молодой женщиной спортивного телосложения, с низковисящим плоским задом, подпертым бутылочками кривоватых ног; прямые темные волосы; круглолица, черноброва, нрава затаенно, злобного.
Мона посмотрела Хоменке в глаза и не увидела дна: там были бездонные черные дыры крымских степных колодцев; мужик в армейских сапогах с лицом Хоменки заглядывает в колодец, разжимает руки, и кто-то маленький живой летит вниз.
Последний эпизод раскрыл темную суть женщины. Только унизив, и нанеся моральную и физическую травму еврейке Моне, Хоменка по-настоящему расцвела: на круглом лице Наталки Полтавки было написано наслаждение и покой, долгожданный, наконец-то достигнутый, желанный покой. Рот ее приоткрылся, губы налились и потемнели, глаза засияли звездами в темных глазницах, волосы заблестели как смазанные маслом. Хоменка смотрела на кровь; облизала губы розовым языком, подняла глаза на Мону и улыбнулась с облегчением.
Мое отступление: в начале 2011 года погиб муж моей хорошей знакомой. Погиб трагически, попав под снежную лавину. В разговоре по телефону с дальней своей родственницей, уже пожилой женщиной, я поделилась переживаниями по поводу этой трагедии. Рассказала, какая была дружная семья у погибшего: полный достаток в доме, жена: умница-красавица, послушный и внимательный сын. Называю в разговоре имя погибшего, и слышу в трубке насмешливое: «Так он же еврей…». Вот так и живем.
Спасибо Вам, Нина, за поднятие и раскрытие этой актуальной и нужной темы.
Христина Панджариди (Франция) - «Будущее время в настоящем»
Что нас ждет в будущем? Какими будут люди будущих поколений? Столько вопросов, но где найти правильный ответ? Рассказ Христины «Будущее время в настоящем» - один из предполагаемых ответов. Пусть это только фантастические предположения, но без толики правды не было бы этого рассказа. Как часто в наше время с «опорожнением чердаков» вместе с ненужным хламом выносится на улицу то, что когда-то бегало, мяукало и гавкало, играло и забавляло нас, людей. Сколько животных: собак и кошек «забывается» хозяевами на дачах после закрытия сезона? Сколько переходит из одних рук в другие? Хорошо, если питомца устраивают в хорошие руки, но иногда Друга семьи просто выбрасывают на улицу, или же приносят в ветлечебницу с просьбой усыпить. Почему? Да просто потому, что надоел! Наскучил. Правда, этому придумывается сто объяснений. Не перейдет ли наше Настоящее в Базар будущего, где на месте братьев наших меньших окажутся люди: молчаливый ребенок, уставшая жена, старые родители. Или же мы, сами...
Рассказ Христины дает повод для размышлений, он должен привлечь читательское внимание.
Юрий ТУБОЛЬЦЕВ – «Поэма об улитке и Фудзияме» - мудрая и тонкая философия.
На примере улитки автору удалось подтвердить, что никто другой не может забраться к нам в душу и вывернуть ее наизнанку.
Интроспекция улитки
- Вот доползешь ты до вершины Фудзиямы, а что дальше? – спросили у улитки.
- Я ползу не вверх, а в себя, а я бесконечна, – ответила улитка.
Как важно, оказавшись на перепутье, понять и правильно определить свой путь в будущей жизни. Ведь именно от этого зависит то, как она сложится в дальнейшем..
Свой путь
- А ты опять ползешь на вершину Фудзиямы? Может, тебя подбросить?– спросил биолог у улитки.
- Путь на вершину Фудзиямы ценен тем, что он пройден самостоятельно, – ответила мудрая улитка.
Когда авторский материал готовился к публикации, мир еще не знал о предстоящей ужасной трагедии японского народа. И, вчитываясь в строки автора , я еще раз прихожу к мнению: у каждого из нас свой путь: увы, не всегда со счастливым концом. Но пройти этот путь необходимо каждому из нас - самостоятельно.
3. Жанна Гонсовская. «ИНДИЯ. ГОА – глазами русской тёщи».
Интересный, познавательный материал: без сухих фактов, без цифр и сравнений. Для читателя - все зримо и приемлемо. Еще в процессе обработки авторского материала герои этой статьи стали для меня близкими и почти родными. Это маленькая кареглазая девочка Сафи – внучка Жанны. Это индианка Лили: с ее непростой женской судьбой и четырьмя детишками; индианка Мамта - со своим «анклом», а также другие индийские знакомые Жанны. Автор статьи очень наблюдательна, замечает и образно передает все тонкости жизни индийского народа, его обычаи, культуру, условия жизни. Прочитав «Заметки путешественника», невольно задаешься вопросом: в чем же счастье человеческое? Приведу примеры:
Об индианке Лили….
Работала Лили всегда, сколько себя помнит: и по дому, и в поле. В школе она никогда не училась. Едва ей исполнилось 14 лет, ее выдали замуж, по индийским обычаям сельских глубинок...
…. научилась говорить по-английски на пляже, торгуя сувенирами и товарами для отдыха». Сейчас Лили только 25 лет... Это очень приятная и удивительно улыбчивая женщина, которая счастлива по-своему.
О жизни Мамты:
….Конечно, назвать комнатой то место, где они с мужем живут, трудно: темное сырое помещение с каменным полом без мебели, посреди комнаты днем гордо стоит единственный стул. На стуле также гордо восседает Ану-Мамта, ее муж, смотрит телевизор, купленный только через 4 года совместной жизни. К ночи середина комнаты превращается в спальное место, спят на матрасе.
СЧАСТЬЕ у всех РАЗНОЕ... не так ли?
В апрельском номере «ПИ 1» читателей «ПИ 1» ждет продолжение рассказа Жанны о путешествии в ГОА. Такое же интересное, и такое же увлекательное.
4. Московский Салон литераторов
Игорь Лукшт.
Вспомнилось выражение, ставшее уже крылатым: «Если человек талантлив, он талантлив во всем!» Доказательство этому: Игорь Лукшт – известный скульптор, художник, и замечательный поэт, через слово и дело передающий тонкость своего внутреннего мира.
«Поэзия для меня - попытка создания в слове неких художественных миров, имеющих отчасти соприкосновение с повседневной жизнью, проживаемой автором, отражение мира реалий…» - так говорит о себе Игорь.
Два стихотворения с одним и тем же названием: «Утро». Общее между ними: яркость и насыщенность строк. Прекрасная образность: что ни предложение, то – находка!
В первом стихотворении: УТРО – это начало жизни: оно рассыпается дробью: …. хлебовозы считают поддоны, юный хлеб из пекарен ночных во дворе задышал; голубь горло зарёю полощет; проливается свет; мама латку кладёт на лохмушки потертых х/б.
Второе УТРО - уже последнее в жизни. Оно предвещает близкую смерть: ……. рассыпается дробь под копытами медленноногих, теплогубых коров, пролагающих жертвенный путь… ; истончается нить в грубых пальцах судьбы; только робкий смычок, только вещий намёк от Старухи, только утра глоток, да любви острие у лица…
Замечательная поэзия! Также очень понравилось стихотворение «Тотемы».
И, как священная молитва, читаются строчки из «Феникса»…
Творче солнечный мой, здесь над глиной густой, чуть дыша, замирает душа…
Яркие и насыщенные строки…. Спасибо автору. Получила истинное удовольствие.
Ольга Грушевская.
Продолжение темы: «Любовь? – Она разная». Всего три маленькие миниатюрки, но сколько в них трепетной женской мысли, сколько любви! И, кажется, что все это знакомо и уже пережито, каждая мысль прочувствована, к каждой относишься осторожно и бережно, так как автор строчек – Женщина. Только женщина может передать именно так свои чувства отчаяния и тревоги за близкого ей человека.
«Поезжай-поезжай», - прошептала я, не уверенная, когда снова свидимся, и поспешно закрыла дверь за тобой, чтобы ты запомнил меня смеющейся»
А черные мысли сомнения? И съеживаешься от них, и пытаешься вдохнуть, и не хватает воздуха. Любовь есть зависимость, зависимость есть разрушение...
Все правильно. Любовь – она разная. Автору удалость полностью раскрыть эту тему.
Никита Брагин.
Привлекают все работы автора. Они сильные, технически грамотны, глубокие смыслом. Для себя выделила: «Русский гобелен». Очень мелодичное стихотворение, напевное, образное и красивое. Прекрасная пейзажная лирика, трогающая душу…
Впереди – тишина.
Холодеющий ветер заката
Допивает до дна
Догорающий пурпур вина;
На поникших берёзах,
На гальке речных перекатов
Серебристые слёзы –
Осенней росы седина
5. Тамара Зайцева (Австралия) – Хорошая лирика.
Как по лезвию бритвы, стекает рассвет… - сильно и метко! Патриотические чувства с глубокими личными переживаниями лирического героя.
«В каждой женщине». Строчками автора: «Если женщина Вас не хочет, может, что-то в ней Вами убито?» - сказано самое главное, что мы иногда стесняемся произнести. Мудро и тонко. Спасибо, Тамара. Успехов Вам в дальнейшем творчестве!
Ирина Кушнерова – (Новая Зеландия) – стихи автора наполнены доброй энергией.
Понравилось стихотворение «Теория невероятности» - своей свежестью и оригинальностью.
Чтобы цыплят не считали по осени.
Чтобы принцесса,
но без горошины.
Чтоб отношенья - не однополосные.
Чтоб в двадцать восемь
не было прошлого.
В стихотворении «Пятую осень», если не сбивать ритм, получится «спотыкачка» на ударении в местоимении «Она». Ударение падает на «О».
У неё без него поутру леденеют ладони.
Листья падают вниз,
оставляя круги на воде.
Возвращаясь домой,
Она едет в последнем вагоне.
Так случается пятую осень,
И есть ли предел?
Ксения Белова – Хакасия. –
«Письма сестре» - Тонкая и выразительная лирика. Тихая и светлая грусть. Это стихи из глубины души….
Здравствуй, родная.
Мне кажется, я умру.
Это как едешь на лошади,
а потом кто-то скажет: «Тпру»
И упадешь. Это может случиться
в любой момент.
Но пока я живу. Будто еду
на лошади, а лошади этой нет.
И чтобы это закончилось,
слова достаточно одного…
Но я надеюсь,
мы всё же увидимся до того.
Стихотворение «Герда» - немного мистическое. Необычное, изящное по смыслу, своя версия продолжения классической сказки.
Доктор, какие у Вас прогнозы?»
«Скажите Деве Марии, пусть будет милосердна.
Как твоё имя, девочка?»
...я отвечаю – «Герда».
7. Наташа Северная. – Последний Шаг.
Самоубийство подростков - актуальная тема, и каждый автор передает эту трагедию своим видением проблемы. Наташин рассказ построен на переживаниях 17-летней девушки, а также неизвестной героини, уже стоящей на краю бездны. Возможно, я смотрю с высоты своих лет, но все то, что произошло с Мариной за ее небольшую жизнь, не воспринимаю настоящей трагедией. Ушел из семьи отец, завел новую семью, не общается с дочерью. Оглянитесь вокруг – сколько таких примеров. Такие отцы в основном вспоминают о существовании своих чад только тогда, когда те становятся известными личностями. Марину бросила, предала подруга. Переживания и чувство одиночества присущи подросткам. Но мне почему-то не верится, что это может довести до решения самоубийства. И, слава Богу, трагедии не произошло. Чужая, нелепая смерть, произошедшая на глазах Марины, привела ее в шоковое состояние. Покончить с жизнью, кажется, – легко. Но ведь это – навсегда….
Я бежала, бежала домой, к маме, к тёте Маше, и в моей душе рождалась дикая, непонятная радость. Ведь я же жива! Жива!
Повествование необычно, но увлекательно. Хорошая грамотность.
Нелла Волконская – Мужу.
Светлое, бесспорно правильное и жизненное стихотворение. Еще раз подтверждается поговорка: «Что имеем – не храним, потерявши – плачем». Что прошло, то не вернуть.
День придет - и на кладбище дальнее
Ты приедешь к нему на свидание….
…………………………….
Спросишь Господа:
”Как все... вернуть?!!”
Рэне Одуванчик.
Пушкинская Осень в Одессе. Графоманские зарисовки - Прозрачные и изящные строки, по-настоящему – натуральные зарисовки. Привлекают к себе живительной легкостью пера и потрясающей образностью.
На дрожащем на мосту
Проявляются перила,
Краны ищут высоту…
Что бы я ни говорила -
Всё невзрачней и бледней
Всемогущего Рассвета…
Стайки крыш, как горстки дней,
Доклевали крошки лета.
С интересом буду ждать продолжения! Спасибо, Рэне!
8. ПИИТЕР. –
Удачная подборка стихов.
У Галины Илюхиной - понравилось всё! Стихотворение: «Одноклассники.ру» - приятная и красивая лирика. Написано непринужденно и захватывающе. Напоминает поэзию Марины Цветаевой.
Одно замечание: по-моему, если не сбивать ритм стихотворения, ударение в последней строке упадет неправильно.
Наш маленький север,
наш быт комариный –
здесь узок простор и прослойка хила.
Как ты изменилась, Марина, Марина,
какая чума тЕбя так довела?
В стихах «Птичий февраль» - Тихая и светлая, искренняя грусть. Философия мысли….
А внизу – заснеженный погост,
птичьих лапок лёгкие кресты.
Все мы, если смотришь с высоты, –
семечек рассыпанная горсть.
Хорошая техника, глубокое содержание.
Ольга Хохлова - прекрасная эмоциональность образности строк.
Я задыхаюсь в погоне за новым днем,
сбиты колени, ссадины на локтях.
Не помогай мне, я догоню потом.
Встретимся в сплетнях.
Свидимся в новостях.
……..
В строке «что мы увозим разные города?», по-моему, не хватает предлога «в».
Евгений Антипов -
Четкий, выдержанный ритм. Изложение мысли в лаконичной форме. Хорошая техника. Понравилась оригинальная рифма: «зевал он» - «доживало».
И поставил точку – здесь.
Встал, пошел. (Зевал он).
…Две минуты на листе
что-то доживало.
Елена Гач-
Стиль автора выразителен и индивидуален. Это тонкое, духовное мышление….
Крики чаек – голод
живущей во мне тоски.
И, взглянув в глаза отражению, не пойму:
это всё со мной или, может быть,
с кем другим?
Немного споткнулась на окончании стихотворения.
Отступают волны, вмиг обнажая дно,
камни, водоросли,
монетки «на счастье», незрячесть духа…
и от встречи с морем остаётся всегда одно:
сны, где речь выходит
из бЕрегов слуха
По-моему, в этом случае имеется проблема с ударением. Правильно будет: «из берегОв». Ошибку можно легко исправить, написав: «из берега слуха».
Дмитрий Богатырев -
«Острый голод» понравился изящный и тонкий юмор. Вспомнилась старая пословица: «сытое брюхо для ученья глухо». Дмитрий еще раз подтвердил ее правоту.
Здоровью моему
Полезен острый голод,
А крепкому уму –
Когда весь лоб расколот,
Поэтому терплю
Сегодня без обеда,
Большому кораблю –
Большая и торпеда
Наиля Ямакова
«В самолете» - потрясающая образность. Очень красиво и возвышенно звучат строки:
Когда ты кофе пьешь над облаками
И мимо проливаешь молоко
Господь, дрожа неловкими руками,
Щеки и лба касается легко
Но, опять же, я заметила проблему с ударением в предпоследней строке:
Там хлопнет дверь, там молоко прольется,
Там сто солдат идут на сто солдат,
И твОе сердце так истошно бьется,
Как будто бы в груди набат.
Стихотворение «Июнь» - притягивает к себе не только тонкими, чарующими строками о распустившейся сирени, но и глубокими авторскими мыслями. Июнь в этом стихотворении - роковой. И все уже предрешено. И, что самое неизбежное, другую жизнь уже не выпросишь….
Смешно теперь выпрашивать иную.
Ведь все уже давно предрешено.
В предсмертной судороге, в роковом июне
Сирень ко мне бросается в окно.
9. Светлана Грунис.
Родители уходят,… мы взрослеем,
Взрослеем сразу, быстро, на года,
Глухой тоской от расставанья веет,
И рвется нить из детства навсегда
Точнее, наверно, и не скажешь. Стихотворение глубоко прочувствовано автором. Оно подкупает своей индивидуальной искренностью, личными душевными переживаниями. Равнодушно пройти мимо этой работы – нельзя.
Сергей Ушаков
«Примитив» - потрясающее стихотворение… Эту работу хочется читать и перечитывать. И плакать. Автор очень точно передал одиночество наших стариков, живущих только своим прошлым, не ожидая ничего хорошего от будущего…
Бабка рисует – мечтает о прошлом,
быль сочиняет и верит сама.
Прошлое стало, внезапно, хорошим,
нежно щемящим, сводящим с ума.
……..
Вышла заметка в районной газете:
«Жизнь – это сказка!
Любовь – лейтмотив!»
В рубрике:
«В старости люди, как дети»
«…Мило, забавно, хотя – примитив».
«Спички» - Интересная находка: «Смешно сказал. От юмора умора».
По душе пришлись самоирония автора и его размышления о жизни, где каждый прошедший день сравнивается со сгоревшей спичкой.
Я стал сентиментальней и старее,
И жизнь свою, шутя, держу в руке…
Она подобна спичкам, что сгорели
И спичкам,
что остались в коробке...
10. Детская страничка вызывает улыбки, и… еще раз улыбки. Поднимается настроение, теплеет на душе, и серый мартовский день становится по-настоящему весенним.
«Булавка Буля» - ах, какая увлекательна эта сказочная история.
Автор сказки Михаил Стародуб поведал детям не только об истории жизни согнутой, никому не нужной булавки, но и доказал, что на свете существуют такие чувства, как жалость, любовь и самопожертвование. Булавку Буля выкинули в окно, но она не пропала. Добро и справедливость восторжествовали! Сказка написана в прекрасном доступном изложении, где ребенку все будет понятно, все интересно. Лично мне очень понравился юмор писателя. Персонаж профессора Пузикова – это блистательная находка!
Однажды в матушкин дом припожаловал профессор Пузиков. Он пришел на примерку нового фрака. Дело в том, что профессору давно было пора вручить премию или орден за выдающиеся успехи. Это могло произойти каждый день, а подходящего фрака для такого торжественного случая у господина ученого не было.
Ну как тут не улыбнуться?
«Лягушонок и солнышко» - добрая и ласковая сказка о путешествии маленького лягушонка. Пусть где-то ярче солнышко, зеленее и приятнее трава, роскошнее цветы, но, все же, дома (пусть и на болоте) лягушонку лучше! Дома его ждет ласковая мама, ждут добрые друзья.
Когда он посмотрел вокруг, то увидел, как светло от улыбок друзей. Все радовались его возвращению. Теплый лучик солнца пробежал по большому камню и скрылся в зарослях камыша. Это дерево отогнуло свои ветви и впустило немного солнышка.
Лягушонок счастливо улыбнулся:
- Солнышко было право. Это лучший дом на свете!
Спасибо автору, Светлане Дениженко, за ее прекрасную работу!
11. Вера Тансканен
Веселые детские стихи этого автора - еще один подарок нашим детям. История в стихах о проказнике-коте - яркая и впечатляющая. А выражение автора: что «колесо квадратное» – «мысль неадекватная» - придется по душе и взрослым.
Фрида Полак –
Стихи автора легкие и запоминающиеся. Хорошая, выдержанная рифма. Четкий, выразительный ритм. Малышам стихи обязательно понравятся! .
Модная косметика у меня – заметьте-ка!
Есть в ней всё, что надо: пудра и помада,
Тени, тушь, румяна… У трюмо я стану,
Всё лицо раскрашу… чтоб позлить Наташу!
Современные стихи Фриды Полак напоминают стихи Агнии Барто. Недаром автор награждена Золотым Дипломом имени этой известной поэтессы.
Сергей Малашко. «Икра-пятиминутка».
С этим рассказом я впервые ознакомилась на портале «Галерея Златы Раповой». Работа Сергея по праву была удостоена первого места в конкурсе Галереи. Рассказ написан живым, непринужденным языком. Процесс соления рыбной икры выписан до того впечатляюще, что в самом конце рассказа (да простит меня автор), невольно глотаешь слюнки. Сама процедура соления, и правда, непростая: требует нужных знаний и повышенного внимания. Это, можно сказать, некоторое священнодействие, где перебор соли в ту или другую сторону обязательно скажется на качестве приготовленной икры. Текст рассказа немного пугает незнакомыми словами: тузлук, грохотка, ястык, но автор терпеливо и понятно дает им объяснение. Работа Сергея достойна внимания читателей и как интересное произведение, и как полезный рецепт. «Приятного аппетита» - желает нам Сергей в конце своего повествования. «Спасибо» - мысленно отвечаем мы.
Настя Гарусова – еще только начинающая поэтесса. Но она уже прекрасно чувствует слово.
Открыв глаза, не видишь свет.
Ведь это сон, его здесь нет.
Здесь только тьма и только ты,
Меня здесь нет и нет мечты…
Хорошие, симпатичные строки, хорошая техника. Творческих удач Вам, Настя!
12. Луганск.
Людмила Деева – хорошая поэзия. Стихи автора яркие и сочные. Понравилась прекрасная образность пейзажной лирики, где между строк «тоненькой паутинкой» дрожит неприкрытая женская грусть.
Уже ночной морозец, кстати,
Напоминает о зиме,
Но распустила осень пряди,
Играя солнцем в синеве.
На паутинках бабье лето
Летает тихо надо мной,
Оно лучами разодето
И вышито моей тоской
Светлана Тишкина
«Пшенная баталия» - Рассказ написан живым, интересным и выразительным языком. Картинка «пшенной баталии» выписана так ярко и образно, что создается впечатление незримого в ней присутствия. У автора легкий слог, от чтения получаешь истинное удовольствие. . Невольно вспоминаются свои детские игры и проказы. Ну, как тут не улыбнуться такому знакомому сражению!
По технике повествования к одному отрывку из рассказа у меня есть небольшое замечание.
Лена в запале показала брату язык. Такое безнаказанно оставлять было нельзя. Вадик, прорвав незащищённую линию фронта, пошёл в атаку. Противник взвизгнул, и обратился в бегство. Но бежать было некуда, поэтому она забралась с ногами на диван, вжавшись в угол, не забывая при этом отстреливаться. Пшено по-прежнему попадало в цель. Водные струи заливали ей лицо. Уворачиваясь от воды, она умудрилась забраться на самую высокую точку спинки дивана, оттуда – подтянувшись, легла животом на верх шифоньера. Сообразила, что там есть непростреливаемый угол.
«Противник взвизгнул…. обратился в бегство. Далее: ОНА забралась, струи заливали ЕЙ лицо. ОНА умудрилась… и т.д. По-моему, слишком много идущих друг за другом местоимений. Некоторые из них необходимо было заменить именем «Лена», или словом «сестра».
Отсюда и присутствует «спотыкачка» перехода мужского рода (противник) к неопределенному женскому (она).
Гирлянова Ирина -
Бесспорно, хочется отметить высокий уровень представленной подборки стихов. Написано очень профессионально. Безупречный стиль, яркая эмоциональность. Строки мелодичные и яркие, насыщенные прекрасными эпитетами и сравнениями.
Абрикосы, как ненужный мусор,
август загребает по садам…
Здесь заборы ставят безыскусно,
мат заборный предлагая нам.
13. 14. Башкорстан
«Легенда лысой горы», «Кремнистый путь» (авторы Матюшин Сергей и Овчинников Андрей) - сразу признаюсь, что, читая эти литературные работы, я «прыскала в ладошку», вызывая недоумение у своих домашних. Честное слово, никогда еще так не смеялась! Уж столько потрясающей иронии, живого и захватывающего юмора в работах авторов!
Понимаю, как тяжело современным родителям вытащить или «выдернуть» свое чадо на природу, чтобы отвлечь от скайпа, виртуальной стрельбы и автомобильных гонок. То есть - от компьютера. Но где взять такую программу, чтобы удивить и очаровать дитя красотой и реальностью земной жизни?
Поэтому и приходится прилагать буйную фантазию, прибавляя метры к крыльям беркутов.
- Сынок, это орлы или беркуты, а не дельтапланы. Это птицы. Большие, очень редкие, у них размах крыльев – три метра, - соврал я, - когти длиннее твоих сандалий, клюв величиной с твою руку, - увлекался я, поражаясь своей эрудиции. - Они питаются мышками и кротами, а иногда и зайцами, как спикируют с высоты, цап страшными когтями зайца и сразу заглатывают, - врать оказалось интересно. - А иногда… - напряг, перенапряг я фантазию…
- Целиком, что ли, заглатывают? – настороженно посмотрел на меня сын и поджал под камень ноги. – Пойдем домой.
Но, все же, путешествие отца и сына на сопки и холмы не остается безрезультатным. Самая главная мысль повествования заключена в самом конце рассказа. Сын признается, что он не собирается ждать отца двадцать две тысячи лет, но беспокоится, что тот не дождется его….
Фельетон о гениальном начинающем поэте товарище Птицыне – актуальная и современная тема. Это история нашей жизни, обогащенная талантом и улыбками автора.
Возвращался Птицын домой в приподнятом настроении. Жизнь снова обрела смысл. Кремнистый путь к славе блестел. Подойдя к дому, Птицын остановился возле погнутого грузовиком столба. Осмотрев столб, Птицын обнял его и посвятил столбу три сочувственных четверостишия. Потом полчаса читал свои экспромты Стрелке, дворовой собачонке. Собачка слушала Птицына, приподняв одно ухо, с почтительным вниманием. Потом заскулила, подняла ногу, обмочила штанину Птицына, и убежала. «Поэта каждый может обидеть», - подумал Птицын
Хочется, ах, как хочется быть признанным и востребованным. И в ход идет все, что можно продать и заложить: материальные и денежные средства, дом, семья и собственное душевное здоровье...
И смешно, и немного грустно….
Валентин Осадчий – хороша вся подборка стихов. Строки мелодичные и емкие, в каждое стихотворение вложен глубокий, индивидуальное поэтическое видение. Обратила внимание на оригинальное сравнение текущих дней с длиною сигареты. Понравилось стихотворение «Сны», как более близкое состоянию моей души.
Мои пробужденья светлы, словно храм,
Тут всё в первозданном покое,
Разгадывать сны я берусь по утрам,
Молясь, чтоб не сбылось плохое.
Но что для Вселенной молитвы мои,
Коль рок беспристрастный над нами,
И я ухожу в сновиденья свои,
Укрывшись надежды крылами.
15. ИЗРАИЛЬ
Илья Герчиков. Морализмы.
Морализмы автора, как всегда, остроумны и актуальны. Илья - очень наблюдательный автор! Для себя выделила следующие строки:
В женщине нынче ценят форму, в мужчине - содержание...карманов.
С точки зрения владельца «Мерседеса», пешеход рождён ползать
Рассуждение раба: если много пряников, то и кнут стерпеть можно
Взяточники переведутся, когда поймут, что не в деньгах счастье.
Юрий Подольский. Старость (сон). Маленькая миниатюра: добрая и светлая. Но это не старость, когда взрослые дети приходят во сне еще совсем маленькими. Мы вспоминаем ни с чем несравнимый запах детского тельца, такого родного и близкого потому, что в нас живет всепобеждающая родительская любовь и нежность, которые будут всегда с нами…
Алекс Одесский – Отмечу четкий ритм первого стихотворения. Рифмы: «листья-кисти», «зайчик-мячик», «Светка-сетка» и др. – конечно же, «заезженные»... Но именно они - тот самый фундамент, от которого стихотворение только выигрывает.
Нежный взгляд, как укол,
В сердце,
А потом поцелуй,
Первый,
Невесомое чувство
Кружит,
А сегодня асфальт серый
И листвы той уж нет,
стужа
Евгений Филимонов - «Быть собой» - психологический рассказ. Здесь пейзажная лирика искусно переплетается с философскими, утонченными мыслями автора.
Знаете, это действительно счастье – быть самим собой вне времени и пространства, не являться его частью, но наблюдать за его жизнью.
Автор очень удачно, выразительно и образно «нарисовал» непростой путь возвращения человека к самому себе…
… и пришло понимание, что это – всё. Мир окончательно вернулся ко мне, а я к миру. Легкая песня с неба провожала меня в обратный путь к жизни.
Ольга Бурыгина -
Детское стихотворение - милое и легкое. Написано понятным и доступным языком. Картинка бушующего моря выписана ярко и зримо.
Татьяна Дунаф - еще одно стихотворение о любви. О любви светлой, грустной и, похоже, безответной. Стихи автора, как всегда, безупречны по технике сложения, они яркие и запоминающиеся.
Праздник не станет сказкою…
Мне как и прежде дышится.
Голос твой хриплый, ласковый
Только во сне услышится.
Мы огоньками светимся
На разных концах провода.
И никогда не встретимся,
Просто не будет повода.
16. Егор Гашков
Стихи восемнадцатилетнего московского автора, думаю, станут приятным открытием для читателей газеты. Работы Егора выразительны и технически грамотны. И, самое главное, они наполнены глубоким содержанием и великолепным смыслом.
Пусть тоскуют молитвенно ивы,
Замечтавшись над тёмным прудом,
Никогда я не буду счастливым,
Разлюбив этот сказочный дом.
Оттого-то и счастье мне грезится,
Оттого забывается страх,
Что я сам позолоченным месяцем
Затерялся в душевных степях...
Уважаемый Егор, примите мои поздравления с дебютом в нашей газете!
Елена Шмыгина – «Дедлайн»
Прекрасный изящный юмор, легкая строка, и тонкая, мудрая ирония.
Ширк-ширк-ширк!
«Гуси, вереща, как ненормальные, мчались домой, внутренним мозгом почуяв аромат отечества...»
«Нет, не так!»
Хрусть! Фью! Очередной бумажный комок улетел в угол, отскочил от кучи уже накиданного туда за день мусора и приземлился посреди комнаты.
«Гусиная стая, махая крылами, летела уже давно. Каждый гусь подумывал, как бы уже поскорее прибыть на родину...»
Хрусть! Фью! В центре комнаты начала образовываться горка.
Ах, эти непосильные творческие муки! Ну как тут не улыбнуться главному герою Ираклию Звездунидзе….
Браво, Елена!
Рассадин Николай – искренние и душевные стихи, наполненные любовью к малой родине. Мысли автора - чистые и прозрачные, как вода Словенских ключей. Прекрасные эпитеты: серебряные струи; церкви, - печальные от разлуки; умытый дождем храм.
По крутой тропе спуститесь к ним,
Оставляя крепость за плечами.
Чайка крикнет: “Тот судьбой храним,
Кто умыт Cловенскими ключами!”
Таня Сапрыкина – Новосибирск
«УКРДЫЧ и последняя капля» – теплая, уютная, домашняя картинка из детства. Очень трогательная и знакомая: добрая бабушка раскатывает тесто для печенья, а рядом с ней сидит кто-то из нас, читателей: еще совсем маленький, но так любящий играть и фантазировать…
И булочка тогда превращается в луну, а падающие с булки крошки – в звезды. И получается звездопад…
Сильный такой звездопад. А на болоте, - картофельное пюре посредством ложки начинает вращаться, - все волнуется. Туман поднимается.
Звезды падают в картофельное пюре – болото, где земляными кочками - кусочки мяса. И маленькому ребенку совсем не хочется все это кушать, но бабушка пугает каким-то УКРДЫЧЕМ, и невольно… ложка за ложкой тарелка пустеет. Хотя, без детской хитринки в этой истории тоже не обошлось…. Очень милый и светлый рассказ. «Сердечное» - прекрасные юмор и тонкая самоирония.